Новости Молочного союза России

Долгосрочные контракты сельхозпроизводителей с ретейлом: системная стабилизация или новые риски?

Министерство сельского хозяйства выступило с инициативой по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары. В конце августа предложено внести поправки в закон о торговле, предусматривающие обязательный переход на долгосрочные договоры между производителями сельхозпродукции и торговыми сетями.
Ключевые положения законопроекта:
  • минимальный срок действия контрактов – не менее одного года;
  • поставщики и ретейлеры получат право самостоятельно устанавливать в договорах:
  1. o фиксированную цену на продукцию;
  2. o формулу расчёта стоимости (формульную цену);
  • мера распространяется только на социально значимые продовольственные товары.
Основная задача изменений – сгладить резкие колебания цен на продукцию АПК и снизить волатильность продовольственной инфляции. Стабильные договорные отношения должны обеспечить:
  • предсказуемость сбыта для фермеров;
  • стабильные условия сотрудничества;
  • регулярное наличие отечественной продукции на полках магазинов;
  • устойчивую ценовую ситуацию для потребителей.
В настоящее время долгосрочные контракты уже используются, но преимущественно с крупными производителями. Необходимо распространить практику на средние и мелкие предприятия и разработать законодательную базу, регулирующую условия договорных отношений
Однако внедрение системы встречает и обоснованные опасения:
  • Ярко выраженная сезонность ряда сельхозпроизводств и особенности переговорных кампаний могут привести к сложностям в круглогодичного обеспечении продаж по долгосрочным контрактам.
  • Неточности и ошибки в формуле цены могут привести к убыткам и поставить под угрозу стабильность поставок.
Аграрии и отраслевые союзы производителей поддерживают инициативу, отмечая её важность для системной стабилизации отношений с торговыми сетями. Для фермеров критически важны надёжные каналы сбыта и прозрачность ценообразования.
Однако реализация инициативы требует сбалансированного подхода, учитывающего интересы всех участников товаропроводящей цепи – от фермеров до конечных потребителей.