Дополнительное меню

ВВОДИТСЯ НОВЫЙ «МОЛОЧНЫЙ» НАЛОГ В ПОЛЬЗУ ЧАСТНОЙ КОМПАНИИ

Молочный союз России  информирует тех, кто еще не послал в адрес Союза письмо с отказом от введения КИЗ на молочную продукцию: если до 1 декабря 2019 года не будут получены письма, то молокоперерабатывающие предприятия должны быть готовы к новому налогу с 2020 года.

Письма от  руководителей молочных предприятий еще не поздно направить на имя Председателя Совета Молочного   союза России – Маницкой Людмилы Николаевны: manitskaya@dairyunion.ru

В  Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» внесены изменения, которые предусматривают обязанность хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации в целях охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р, куда включены табачная продукция и ряд промышленных товаров.

В текущем году (распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 № 1533-р), перечень был дополнен молочной продукцией.

В соответствии со Стратегией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период  до 2025 года   определены следующие приоритетные для наблюдения и принятия мер  отрасли промышленности: пищевая промышленность, легкая промышленность, фармацевтическая промышленность, медицинская промышленность, автомобильная промышленность, авиационная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение.

При разработке решения о стоимости кода маркировки 50 копеек пояснительная записка к проекту постановления не содержала какого-либо финансово-экономического обоснования по определению размера платы. При этом, самая приблизительная оценка дополнительных операционных расходов каждой компании на оплату кода измеряется от нескольких миллионов до нескольких миллиардов рублей в год.

Юридические проблемы, нарушение конституционных принципов.

В Законе о торговле указано, что маркирование обязательно только для: «Ст. 8 п. 7. В целях охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, охраны окружающей среды, животных и растений, культурных ценностей, выполнения международных обязательств Российской Федерации и (или) обеспечения обороны страны и безопасности государства Правительством Российской Федерации может быть установлена обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации.»

Письма об отмене введения цифровой маркировки от  руководителей молочных предприятий необходимо до 1 декабря 2019 года направить на имя Председателя Совета Молочного   союза России – Маницкой Людмилы Николаевны: manitskaya@dairyunion.ru

При этом цели, содержащиеся в Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров, принятой Правительством Российской Федерации, не соответствуют целям, указанным в Федеральном законе, и ставят во главу угла влияние незаконного оборота на развитие экономики социальной сферы страны, повышение собираемости налоговых и таможенных платежей, развитие высокотехнологичных решений по обработке обязательных данных для создания новых сервисов и бизнес-моделей, распространяя маркирование на все товары, продаваемые населению.

Таким образом, была произведена подмена понятий вместо маркирования для «обеспечения безопасности» которое установлено законом, сделали «маркирование для контроля за фальсификатом».

Однако и эту функцию никто не собирается выполнять, поскольку никто из участников не обязан проверять качество товаров, на которые будут наноситься цифровые марки. Наличие марки не дает абсолютно никакой гарантии о подлинности и качественности товара. Выявлением фактов фальсификации товара, как и сейчас, продолжат заниматься уполномоченные органы и потребители.

В соответствии с Федеральным законом устанавливается возможность Правительства Российской Федерации по своему усмотрению вводить обязательную маркировку в отношении неограниченного перечня товаров с взиманием конкретной платы — 50 копеек за 1 код маркировки (постановление Правительства Российской Федерации от 08.05.2019 № 577), которая подлежит перечислению субъектами предпринимательской деятельности, задействованными в обороте таких товаров, в пользу коммерческой организации – ООО «Оператор — ЦРПТ», являющегося оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров (распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.05.2019 № 899-р).

Справочно: ООО «Оператор-ЦРПТ» и Правительство Российской Федерации подписали Соглашение о государственно-частном партнёрстве (утверждено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.19 №899-р) на 15-и летний срок.

Однако, необходимо обратить внимание, что государственно-частное партнерство с ООО «Оператор-ЦРПТ» заключено без проведения конкурсной процедуры и его условия требуют дополнительной экспертизы со стороны ФАС России в части соблюдения Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». В том числе, исходя из принципа поддержания свободной конкуренции, согласно ч. 3 ст. 17 указанного закона «при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений».

В данной связи представляется сомнительным, что в рамках государственно-частного партнерства невозможно выделить предусмотренные указанным проектом закупки товаров, выполнение работ или оказание услуг, которые не были бы технологически и функционально связаны с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом государственно частного партнерства.

ООО «Оператор – ЦРПТ»: уставный капитал 100 010 000 руб. Учредители:

— ООО «Центр развития перспективных технологий» (доля 90009000 руб. — 90%) ИНН: 7731369928

— ООО «Новые решения» (доля: 10001000 руб. — 10%); ИНН: 9710033078.

При этом ООО «Центр развития перспективных технологий» имеет уставной капитал 10000 руб. и 3 юридических лица в качестве учредителей:

— ООО «ЮЭСЭМ ТЕХНОЛОГИИ» (доля: 5 000 руб. — 50%); ИНН:9731010385 – юр. лицо, аффилированное с Усмановым А.Б.

— ООО «ЭЛВИС+ ГРУПП» (доля: 2 500 руб. — 25%); ИНН: 7723811740, юр. лицо, аффилированное с Галицким А.В.

— АО «КОНЦЕРН «АВТОМАТИКА» (доля: 2 500 руб. — 25%); ИНН: 7715906332 — юр. лицо, аффилированное с госкорпорацией «РОСТЕХ».

Идеологические проблемы.

Все ранее существовавшие системы обязательного маркирования продукции имели единственного потребителя такой информации – государство.

Письма об отмене введения цифровой маркировки от  руководителей молочных предприятий необходимо до 1 декабря 2019 года направить на имя Председателя Совета Молочного   союза России – Маницкой Людмилы Николаевны: manitskaya@dairyunion.ru

Система ЕГАИС позволяет контролировать количество выпускаемого алкоголя, а это позволяет ФНС точно взыскивать акцизы с этого товара.

Система «Меркурий» позволяет Россельхознадзору контролировать всю цепочку производств, переработки и точек продаж конечному потребителю молочной продукции.

В случае с маркировкой ЦРПТ государство фактически вводит новый налог, который будет взиматься с каждой единицы продукции в стране, но не в пользу бюджета, а в пользу частной компании.

Данная оплата имеет все признаки незаконного налога:

— платеж обязателен для неограниченного круга лиц, который определяется только постановлением Правительства РФ;

— любой товар, который не будет обложен этим «налогом» признается незаконным и запрещается к обороту.

Указанный сбор вводится не Налоговым кодексом, а Постановлением Правительства.

Международные проблемы. Экспорт и импорт.

Планируется, что тот, кто привозит товар из-за рубежа, должен маркировать этот товар по такой же схеме, как и производитель в РФ, а значит купить коды у ЦРПТ и нанести их на товар ДО прохождения таможенных процедур.

Письма об отмене введения цифровой маркировки от  руководителей молочных предприятий необходимо до 1 декабря 2019 года направить на имя Председателя Совета Молочного   союза России – Маницкой Людмилы Николаевны: manitskaya@dairyunion.ru

Опыт обувщиков (включены в проект Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860) показывает, что схема импорта с введением маркировки выглядит следующим образом.

  1. Получение кодов ЦРПТ
  2. Передача кодов в электронном виде из Центрального офиса производителям-импортерам
  3. Нанесение кодов производителем-импортером на каждую единицу товара
  4. Поступление товара в распределительный центр для формирования партии
  5. Сканирование с помощью терминала каждой единицы товара
  6. Поступление информации в электронном виде в учетную систему компании
  7. Формирование сопроводительных документов
  8. Поступление товара на таможню, прохождение таможенных процедур
  9. Поступление товара на центральный склад
  10. Прием товара с помощью терминалов
  11. Поступление товара на региональные склады
  12. Прием товара с помощью терминала
  13. Поступление товара в магазины, оптовые склады
  14. Прием с помощью терминала

Как видно из приведенной схемы, можно выделить следующие основные проблемы.

Во-первых, не каждый производитель-импортер будет готов к дополнительным операциям на производстве и при отгрузке товара и дополнительным инвестициям в технологическое маркировочное оборудование.

Во-вторых, на каждом этапе (склад за рубежом, на таможне, на центральном распределительном центре, региональных складах, магазинах) движения товара необходимо сканирование каждой единицы товара.

В-третьих, отсутствуют групповые коды (например, на партию, паллету и т.д.), что приводит к необходимости сканирования каждой единицы товара.

Результатом маркировки будет исчезновение с полок ряда импортных товаров. Скорее всего, большая часть импорта просто уйдет в «теневую зону».

Письма об отмене введения цифровой маркировки от  руководителей молочных предприятий необходимо до 1 декабря 2019 года направить на имя Председателя Совета Молочного   союза России – Маницкой Людмилы Николаевны: manitskaya@dairyunion.ru

У некоторых товаропроизводителей невозможно выделить специальные линии для экспортной продукции, следовательно, экспортную продукцию будут выпускать на тех же линиях, на которых производят продукцию для РФ и наносить маркировку. Это снизит конкурентоспособность таких отечественных товаров на мировом рынке.

 Проблема с партнерами по Евразийскому содружеству.

Так как внутри ЕАЭС таможенные границы отсутствуют, то в Белоруссии, Казахстане и других странах придется маркировать каждую единицу продукции и платить за это в ЦРПТ (либо создавать свои взаимно-интегрированные с ЦРПТ аналоги), или закрывать границу, т.к. они не смогут быть проданы на территории РФ.

Помимо того, есть проблема с так называемым «весовым товаром», то есть с теми молочными продуктами, которые привозят в магазин в транспортной упаковке, и которые уже в магазине фасуются  и продаются не в упаковке производителя. Очень часто фасуются в торговых организациях сливочное масло, сыры, творог, сметана, творожные продукты.

Всего такой продукции, включая овощи и фрукты, в розничной торговле продается более 40%.

Согласно п. 2 Правил маркировки товаров (утверждены постановлением Правительства Российский Федерации от 26.04.2019 № 515) при производстве товара на территории России вводом товара в оборот признается первичная (!) передача товара от производителя новому собственнику или иному лицу (для последующей реализации), которая делает его доступным для распространения или использования.

Таким образом, общий принцип заключается в том, что обязанность по маркировке возлагается на субъект, осуществляющий первичное производство товара для продажи, то есть молокоперерабатывающий завод! Ситуация, при которой магазин самостоятельно комплектует, фасует, нарезает и т.п. продукцию, не урегулирована.

В рамках эксперимента по маркировке молочной продукции (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2019 № 836) маркируется только продукция, произведенная промышленным способом и упакованная в потребительскую тару (т.е. предполагается, что весовая молочная продукция вообще не будет маркироваться). Но, в этом случае «контроль» за легальностью продукции полностью отсутствует, так как касса сможет пробивать весовые товары без кода на упаковке, в которую ее упаковал магазин. Почти весь «серый» товар как раз распродается в весовом виде, а не в заводской упаковке.

Письма об отмене введения цифровой маркировки от  руководителей молочных предприятий необходимо до 1 декабря 2019 года направить на имя Председателя Совета Молочного   союза России – Маницкой Людмилы Николаевны: manitskaya@dairyunion.ru 

Проблемы с конфиденциальностью.

Основной риск для компаний состоит в отсутствии утвержденного порядка хранения, учета, обработки и использования данных (включая данные, составляющие коммерческую тайну). Ввиду отсутствия данного порядка полномочий, обязанностей и ответственности ЦРПТ, включая введение контрольно-надзорных функций (например, в пользу ФАС, Росреестра), утвержденного подзаконным актом не ниже уровня Правительства Российской Федерации, может привести к тому, что предоставление коммерческой организации подобных беспрецедентно широких полномочий может привести к безответственному злоупотреблению со стороны недобросовестных конкурентов любого уровня и масштаба.

 Проблемы интеграции системы маркировки на производствах.

— отсутствие критериев отбора товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными (идентификационными) знаками;

— снижение скорости производственных линий из-за установки дополнительного оборудования по маркировке;

— полные остановки производства в случае технической неисправности системы выгрузки кодов маркировки;

— изменение складской логистики;

— необходимость дополнительного обучения производственного и иного персонала работе с новым оборудованием и системой маркировки;

— необходимость встраивания системы во внутреннюю систему отчетности и документации компании/контрагентов (поставщиков, логистических операторов, складских операторов, клиентов, партнеров и пр.);

— риски, связанные с повреждением кодов маркировки в процессе транспортировки/хранения/передачи продукции контрагентам (приводящие к большим объемам возвратов продукции в результате повреждения кода);

Письма об отмене введения цифровой маркировки от  руководителей молочных предприятий необходимо до 1 декабря 2019 года направить на имя Председателя Совета Молочного   союза России – Маницкой Людмилы Николаевны: manitskaya@dairyunion.ru 

Экономика и затраты.

Для того, чтобы реализовать процесс маркировки готовой продукции на заводах, по минимальным расчетам необходимо дооснастить производственные линии дополнительным оборудованием для нанесения кода на продукцию, а именно, дополнительно установить на каждой линии: станции (принтеры) прямой печати на упаковках; станции (принтеры) прямой печати на коробах; принтер-верификатор этикеток для нанесения кода на паллеты и др.

Плюс, необходимо будет приобрести программное обеспечение и закупить на склады терминалы сбора данных.

По предварительной оценке, стоимость дооснащения каждой линии составит около 9 500 000 рублей. При наличии на заводе шести производственных линий, общая стоимость оборудования будет примерно 56 000 000 рублей.

Кроме этого, каждая марка (каждый код), будет стоить не менее 50 копеек. По примерным оценкам рынка за 2018 год выпущено около 1,23 млрд. бутылок масла, 3,54 млрд. упаковок майонеза, 332 млн. ед. кетчупа. Итого примерный объем продукции в штуках, выпускаемый масложировым комплексом, составляет 5,102 млрд. единиц, следовательно затраты на приобретение кодов составят 2 551 000 000 рублей в год. Стоимость чернил и обслуживания дополнительного оборудования примерно 1700000 рублей в год. Итого, общая предварительная стоимость переоснащения завода с шестью линиями составит – 92 200 000 рублей. Переменные затраты — дополнительно 27 200 000 рублей в год.

Новые виды маркировки не предполагают госсубсидий. Производители должны оплатить эти расходы самостоятельно. Установка оборудования для субъектов малого и среднего предпринимательства непосильна и минимизирует шансы небольших локальных производителей в конкурентной гонке с крупными игроками индустрии. Для крупных компаний расходы на инсталляцию системы сплошной маркировки являются не критичными, но значительными, что неминуемо повлечет рост себестоимости.

Письма об отмене введения цифровой маркировки от  руководителей молочных предприятий необходимо до 1 декабря 2019 года направить на имя Председателя Совета Молочного   союза России – Маницкой Людмилы Николаевны: manitskaya@dairyunion.ru

Поделиться