Дополнительное меню

В ЕЭК обсудили вопросы цифровой маркировки на молочную продукцию, поднятые в письме Молочного союза России

12 марта в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) под председательством Члена Коллегии (Министра) по торговле Андрея Слепнева состоялось совещание по вопросам маркировки товаров средствами идентификации в РФ, в частности, молочной продукции, поднятыми в обращении Молочного союза России на имя Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии М.В.Мясниковича в связи с письмом Минэкономразвития РФ.

Помимо представителей ЕЭК, Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, в совещании принял участие и выступил Евгений Купляускас, заместитель директора Молочного союза России. В формате видеоконференции участвовал представитель Союзмолоко — Артем Белов, генеральный директор.

Предыстория созыва этого совещания в ЕЭК по обращению Молочного союза России такова, что Минэкономразвития, не дожидаясь итогов «пилотов», — предприятий, решившихся на участие в эксперименте, в феврале 2020 года информировал ЕЭК о подготовке к введению на территории РФ цифровой маркировки на отдельные виды пищевой продукции, в частности, молочной, и «о готовности российской стороны… направить пакет… о введении обязательной маркировки средствами идентификации молочной продукции…». Подробности здесь

В отличие от некоторых других отраслевых союзов и ассоциаций Молочный союз России видит в попытке  введения цифровой маркировки большую угрозу для молочной отрасли. Потому что с ее введением исчезнет малый, возможно и средний бизнес, ожидается падение спроса на молочную продукцию.

Сегодня предлагают интегрировать две системы – ЭВС на сырье, а цифровую маркировку на готовую продукцию.

Идея цифровой маркировки заключается в том, что вводится специальная маркировка потребительской упаковки индивидуальным методом (каждая пачка йогурта, творожного сырка, творога и т.п.), в отличии от ЭВС, в которой предполагается партионный учет. Причем, в случае с цифровой маркировкой, которая позиционируется как «борец с фальсификатом» (не контрафактом!), мало кому приходит в голову, что остальную продукцию, не упакованную в потребительскую упаковку, по-прежнему продают, и будут продавать в розницу из транспортной упаковки на продовольственных рынках, ярмарках выходного дня и в других местах реализации.

Как правильно на совещании отметили: Кто поручится за содержание продукта в упаковке, считанной по QR-коду, если этот продукт имеет фальсифицированный состав?

В системе ФГИС «Меркурий» существует партионный учет (в килограммах, тоннах), и при этом состав продукта отслеживается на уровне фиксации сырья. По каждому предприятию — прозрачная история каждого из произведенного им продукта!

Системы ФГИС «Меркурий» и «Честный знак», предусматривают установку разного оборудования, вынуждая предприятие нести дополнительные затраты на цифровую маркировку системы «Честный знак».

Дополнительные разъясняющие материалы по ссылке здесь

Другое. Средний расчет по РФ показал, что отрасль ежегодно выпускает, минимум, 60 млрд. индивидуальных упаковок. Плата только за марку (минимум 0,50 руб./1 маркировка без НДС), без учета покупки дорогостоящего оборудования, его настройки и обслуживания для всей переработки составит 36 млрд.рублей ЕЖЕГОДНО. И если учесть оборудование, то это еще 28 млрд.рублей. Это, примерно, четвертая часть средств, выделенных в 2019 году на ВСЕ сельское хозяйство (243 млрд.руб.). А, например, чистая прибыль молочной отрасли в 2018 году составила 35 млрд.рублей.

Фактически отрасль поставлена в необходимость вливания собственных огромных финансовых средств, которых у нее нет.

Введение цифровой маркировки не искоренит фальсификат, а увеличит финансовую нагрузку на предприятия молочной отрасли, и отразится на конечном потребителе.

В случае введения обязательной цифровой маркировки молочной продукции QR-кодом Молочный союз России рассматривает три возможных варианта функционирования предприятия:

  1. Нанесение маркировки на все производимые предприятием продукты.
  2. Прекращение выпуска отдельных молочных продуктов, фасуемых в упаковку объемом менее 0,5 л, с целью уменьшения расходов по маркировке на единицу объема выпускаемой продукции.
  3. Переход на производство молочных продуктов исключительно в транспортной упаковке с целью уменьшения расходов по маркировке на единицу объема выпускаемой продукции.

Необходимо отметить, что до настоящего времени Правительством РФ не определены обязательные технические требования к оборудованию, использование которого предполагается для реализации внедрения обязательной маркировки молочной продукции, а также технические решения относительно способов нанесения обязательной маркировки.

Таким образом, предприятия не имеют возможности начать осуществлять маркировку производимой молочной продукции в объявленные Правительством РФ сроки.

ПО ПЕРВОМУ ВАРИАНТУ (на примере молочного завода с объемом ежедневных поставок на предприятие 150-180 тонн товарного молока), в ценах на 1 марта 2020 г.:

  1. В первый год предприятие вынуждено будет понести дополнительные расходы в сумме 185 817 тыс. руб.
  2. Ежегодно, начиная с первого года после внедрения системы маркировки, предприятие будет нести дополнительные затраты в сумме 481 648 тыс. руб. (Итого в первый год дополнительные расходы составят сумму 667 465 тыс. руб.).
  3. Внедрение системы маркировки повлечет увеличение стоимости выпускаемой продукции на 15-25 %.
  4. Увеличение стоимости производимой продукции приведет к снижению объемов продаж и, следовательно, к снижению объемов перерабатываемого молочного сырья.

СЛЕДУЮЩИЕ ДВА ВАРИАНТА ПРИВЕДУТ к значительному сужению ассортиментной линейки и постепенной потере рынков сбыта, или к одномоментной утрате позиций предприятия на потребительском (розничном) рынке.

По итогам совещания у министра А.А.Слепнева Молочному союзу России поручено представить детальные расчеты по затратам предприятий молочной отрасли на внедрение цифровой маркировки и предложения по совершенствованию ФГИС «Меркурий» в части функций, дополнительно вводимых системой «Честный знак», и сроков.

Поделиться