Дополнительное меню

Производство мороженого растет

Росстат подвел итоги 2018 года по производству мороженого и замороженных десертов.

2018 год отмечается, как успешный, т.к. выпуск данной продукции увеличился, по сравнению с 2017 годом, на 12%, и показатель составил в 2018 году  439026,6  тонн продукции. В 2017 году было произведено 392,4 тыс.тонн.

Рост от 2 до 10% показали Центральный Федеральный округ, Северо-Западный ФО, а также Приморский край, Сибирский, Дальневосточный и Уральский ФО. Рост свыше 10% дали Южный и Приволжский ФО — 118 и 134% соответственно. В минусе Северо-Кавказский ФО (-32,7%).

Внутри округов хуже всех сработали Ставропольский край, Тюменская, Оренбургская, Рязанская, Кемеровская, Ростовская обл. Немного не дотянули до показателей предыдущего года Республика Башкортостан, Калининградская и Волгоградская области (таблица 1).

В 2018 г сыграли роль жаркое лето и Чемпионат мира по футболу, проходивший в нашей стране. Кроме того,  производители  активно работают над новым ассортиментом, появились очень интересные наполнители, вкусы, формы. Доминирует яркая адресная упаковка.

Объемы производства мороженого и замороженных десертов в России, например, в 2017 г вернулись на уровень 2015 г после пика производства, приходившегося в анализируемом периоде на 2016 г (рис.1). Падение производства не стало критичным, объем сократился на 7,3%, при этом он не был компенсирован ростом импорта. Одной из причин спада производства стал погодный фактор — холодное лето в европейской части России.


Рис.1. Динамика производства мороженого и замороженных десертов в РФ, в тыс тонн по кварталам, (по данным Росстата)

Из отчета мороженщиков в 2018 году:

За 9 месяцев 2018 г производство мороженого и замороженных десертов увеличились на 16,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в связи с теплым летом практически на всей территории России. Можно прогнозировать, что по итогам 2018 г объем производства вырастет на 12-15% по отношению к показателю 2017 г.

Таким образом, прогноз на 2018 год, можно сказать, сбылся, и стал успешным для российских производителей мороженого с 2010 года.

Лидерами рынка, по данным 2016-2017 годов являются:

Unilever (16,3%),

«Ренна» (бренд «Коровка из Кореновки», 8,9%)

«Фронери» (совместное предприятие швейцарской компании Nestle и британской R&R, 8,2%).

На них по итогам 2017 г приходилось 33,4% рынка (по данным Nielsen). (рис.2).


Рис.2. Крупнейшие российские производители мороженого (по данным Nielsen)

К сожалению, динамика объема производства мороженого в РФ имеет сезонный характер, что в свою очередь, напрямую коррелирует со структурой спроса. Увеличение спроса наблюдается в период с марта по август. Соответственно, растет объем предложения.

В конце года объемы производства стремительно падают, начиная с октября.  Традиционный небольшой рост наблюдается в преддверии Нового года, когда объемы производства растут на 10-12% к показателю октября.

Такая ярко выраженная сезонность говорит о том, что наш любимый продукт все еще остается лакомством и спонтанной (импульсной) покупкой, а не повседневной едой. Эту мысль подтверждает и проведенный опрос.

В целом россияне предпочитают мороженое в качестве десерта или лакомства — так ответили 88% потребителей. Систематически мороженое едят лишь 12% опрошенных.

По вкусовым добавкам для россиян наиболее предпочтительны традиционные продукты с шоколадным вкусом — такое мороженое выбирают 30% опрошенных. В тройку лидеров по потребительскому спросу также вошли крем-брюле и ванильное мороженое.

По данным Nielsen, на долю мороженого:

в вафельном стаканчике приходится 34,5% продаж мороженого,

на палочке — 29,4%,

в вафельном рожке — 18,8%,

мороженое между двумя кусочками печенья или вафли — 6%,

цилиндрической формы — 5%,

другие — 6,3%.

Мороженое производится во всех федеральных округах России. Производство мороженого, в отличие от многих других рынков продуктов питания, непропорционально численности населения.

Потребительские цены и цены производителей на мороженое

Потребительские цены на мороженое ежегодно растут. Анализ проведен на примере мороженого сливочного, наивысший темп роста цены на которое за анализируемый период пришелся на 2015 г под влиянием экономического кризиса и введения санкций, что отразилось на стоимости сельскохозяйственного сырья и других ингредиентов для производства мороженого, закупаемых, в том числе, за рубежом. Под влиянием стабилизации экономической ситуации темп роста цен замедляется.

Динамика средних потребительских цен за 1 кг сливочного мороженого представлена на рис.3.

Рис.3. Средняя потребительская цена за 1 кг сливочного мороженого в РФ, данные по состоянию на сентябрь соответствующего года, руб/кг (данные Росстата)

Самые высокие потребительские цены на мороженое традиционно фиксируются в Москве (+224,49 руб к среднероссийской потребительской цене в сентябре 2018 г) и Санкт-Петербурге (+144,12 руб), самые низкие — в Северо-Кавказском федеральном округе (-89,81 руб.) и Приволжском федеральном округе (-69,11 руб). Табл.1.


Таблица 2. Средние потребительские цены за 1 кг сливочного мороженого, данные по состоянию на сентябрь соответствующего года, руб/кг (по данным Росстата)

По причине наиболее высоких цен, соответственно, и более высокой доходности, рынки Москвы и Санкт-Петербурга наиболее интересны для производителей и импортеров мороженого. В связи с этим потребители этих ЦФО и СЗФО, а также городов-миллионников, где оперируют федеральные сети, имеют более широкий выбор мороженого и замороженных десертов, чем жители других городов.

Традиционно москвичи являются новаторами — зачастую только после принятия новинки в столице она начинает транслироваться постепенно в Санкт-Петербург, затем в города-миллионники и только потом в регионы (речь не идет о федеральных сетях с единой ассортиментной матрицей). Это касается как новых вкусов и видов мороженого (например, мороженое со вкусом сыра или цветное мороженое), так и бизнес-моделей (например, мороженое в роллах, сворачиваемых на глазах потребителей).

Более избалованные, чем жители других городов, москвичи хотят уже не просто мороженого, которое можно съесть дома или на ходу, но также эмоций и впечатлений, которые дают нишевые игроки, работающие в высоком ценовом сегменте и реализующие свою продукцию через киоски, концептуальные точки или кафе.

В 2017 и 2018 годах темпы роста средних цен производителей выше темпов роста средних потребительских (полочных цен). Это позволяет говорить о том, что розница сдерживает рост цен, что отрицательно сказывается на доходности производителей.

Наиболее высокие цены производителей выявлены в Южном и Сибирском федеральных округах. Такая ситуация связана с более высокими ценами на сырье, чем в Приволжском федеральном округе, где наблюдаются наименьшие цены производства.

Динамика средних цен производителей на мороженое в 2017-2018 гг представлена на рис.4.


Рис.4. Средняя цена производителей за 1 тонну мороженого в РФ в 2017-2018 гг, тыс руб/тонна (по данным Росстата) 

Импорт и экспорт

Изменение экспорта и импорта мороженого в 2016-2018 годах представлено в таблице 3.


Таблица 3. Данные по экспорту и импорту мороженого в 2017-2018 гг (по данным Федеральной таможенной службы)

Доля импорта составляет около 3% от внутреннего производства, доля экспорта — около 4,5%. Это подтверждает, что объем рынка примерно равен объему внутреннего производства. Во многом это связано с практически полной самообеспеченностью России за счет внутреннего производства.

Импортная продукция имеет существенно более высокие цены, чем российская, поэтому реализуется она преимущественно через канал супермаркетов и гипермаркетов, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге и крупных региональных городах, где население имеет более высокий уровень доходов.

Также нужно отметить, что в премиальном сегменте представлены преимущественно зарубежные бренды (Movenpick, Mars, Nestle, Carte D’or, Snickers, Hagen Dazs и др.), поскольку объем этого сегмента невелик. Для российских производителей более интересными являются средний и массовый ценовые сегменты.

Тенденции рынка мороженого

Говоря о перспективах развития рынка, можно сказать, что он находится под влиянием следующих драйверов и ограничителей:

Смещение конкуренции в массовом сегменте на ценовой, рекламный и трейд-маркетинговый уровни, что свойственно зрелым рынкам, при одновременном появлении большого количества нишевых производителей и ассортиментных позиций, играющих на меняющихся предпочтениях и моделях поведения потребителей. Следствием этого стали:

ЗОЖ-новинки (низкокалорийное мороженое, «спортивное» с протеинами и L-карнитином, функциональное мороженое, например, с пробиотиками и др.);

мороженое, позиционируемое как натуральное (для потребителей, предпочитающих продукты без консервантов и добавок, органические, экологически чистые и биопродукты);

снековое мороженое (мороженое в стаканчиках вместе с пластиковой ложечкой как на йогуртовом рынке, мороженое с печеньем) и т.д.

Нишевые продукты, как правило, не имеют больших объемов продаж, но компенсируют свое присутствие в ассортиментной линейке высокой маржинальностью.

Как и на смежных рынках продуктов питания (прежде всего, кондитерские изделия и маржинальная молочная продукция), производители начинают «игру» с упаковкой, вкусами и цветом, стремясь удивить и удержать потребителей. Прежде всего, эти тренды приходят из-за рубежа под влиянием поставщиков ингредиентов и пищевых красителей.

Российские потребители традиционно более консервативны, но тем не менее, постепенно новинки проникают на рынок — новые «традиционные» (соленая карамель, мята и т.п.) или уникальные (сыр, омар, огурец и др.) вкусы. За счет таких новшеств при поддержке социальных сетей производители запускают, в том числе, «сарафанное радио».

Структурирование рынка — выделение лидеров и претендентов на лидерство, между которыми ведется наиболее жестокая конкурентная борьба в сферах рекламы, продвижения и разработки новинок.

Можно говорить о медленно формирующейся культуре потребления мороженого. Как и в случае с кофе на вынос, большое влияние на это оказывают производители развесного мороженого (реализация через мобильные точки, кейтеринг, участие в food-фестивалях и др.), «тянущие» за собой рост интереса к фасованному мороженому, а также крупнейшие производители, имеющие R&D-подразделения и создающие моду на определенные вкусы и форматы мороженого.

Однако, если в советские времена были очень популярны кафе-мороженое, сегодня мороженое выступает, прежде всего, продуктом для спонтанного или домашнего потребления, или как дополнение к чаю и кофе в кофейнях.

Одновременно с этим, рост спроса на мороженое стимулируют социальные сети — как за счет работы самих производителей, так и за счет «сарафанного радио» благодаря активности самих покупателей, информирующих своих подписчиков о понравившейся им продукции. Так, например, интерес к черному мороженому, которое некоторое время было, как сейчас модно говорить, «хайпом», во многом подогревался через желание пользователей поделиться интересным пищевым экспериментом.

Исходя из выявленных тенденций, можно говорить о том, что российский рынок в ближайшие годы продолжит свое развитие, которое не будет сопровождаться существенным ростом объемов продаж (по оценке научно-исследовательской компании «Лаборатория трендов», темп роста составит около 8-10% ежегодно без учета погодных «рекордов»).

Но будут происходить качественные изменения, связанные с выделением и развитием новых сегментов рынка. Основной вклад в рост рынка внесет восстановление доходов населения, развитие потребительской культуры на рынке мороженого, а также маркетинговая и рекламная активности производителей.

(По материалам журнала «Империя холода»)

Поделиться