Дополнительное меню

Ограничить наценку торговых сетей на базовые продукты

Розничные сети предложили ФАС ограничить наценку на базовые продукты, включая молоко.

Молочный союз России неоднократно поднимал проблему ценовой политики розничных сетей и установления торговых наценок на молочную продукцию.

Председатель совета РСПМО Л.Н. Маницкая в своих выступлениях озвучивала ситуацию, что в отпускных ценах сетевых магазинов огромный вес занимает наценка, которая достигает от 50 до 150%.

Едва ли где-то в мире мы найдем такую величину надбавок в ритейле, тем более по скоропортящейся и социально значимой продукции.

При этом вынужденное повышение отпускных цен производителями по причине роста себестоимости производства даже на 8-10% встречает со стороны сетей сопротивление, которое приходится преодолевать.

Поэтому Молочный союз России, опираясь на многочисленные обращения, вышел в Правительство и ФАС с предложением провести проверку цен на молочную продукцию в магазинах торговых сетей, и, главное, величины и обоснованности торговых наценок.

В августе 2021 г. ФАС начала проверку крупных ритейлеров на предмет сговора, последствием которого может являться рост и поддержание высоких цен, однако прямых признаков сговора тогда не обнаружили.

И все же результатом проверок стало достижение договоренности о том, что антимонопольная служба будет получать от сетей сравнительную информацию о ценах закупки и реализации на 25 базовых продуктов питания, включая молоко. В рамках поручения Президента РФ В.В. Путина о представлении отчетности по ценам на продукты отчет о мониторинге должен быть ежеквартальным.

Спрос на многие массовые виды молочной продукции практически неэластичен по цене, чем и пользуется розница. Небогатый массовый потребитель очень чувствителен к ценам, что вынуждает его переходить в более низкие сегменты потребления, к продукции со сниженными потребительскими характеристиками по содержанию, с заменителями и искусственными компонентами.

Фактически тем самым происходит изъятие доходов из сфер производства и переработки в пользу торговли за счет покупателя.

Это препятствует росту потребления молока, отстающему от норм (234 кг на чел. в год при норме 325 кг), ограничивает финансовые поступления молочных предприятий и источники их развития, вызывая сильную обеспокоенность как производителей и переработчиков молока, так и потребителей молочной продукции.

По данным Росстата, в 2021 году заметнее всего подорожали продукты питания, что стало одной из причин высокой инфляции.

И вот теперь крупные розничные сети предложили Федеральной антимонопольной службе (ФАС) ограничить наценку на базовые продукты.

В материале СМИ «Коммерсантъ» сообщается, что до конца года она не должна превысить 10%.

Так, X5 Group, «Магнит» и «Бристоль» планируют до конца 2022 года повышать наценки на 25 базовых социально значимых продуктов, включая молоко, не более чем на 10%.

ФАС подтвердила получение предложений от торговых сетей, и сейчас они изучаются на предмет проработки механизмов «ответственного» ценообразования.

Конечно, проблема ценообразования многослойна, и здесь нет линейных, простых решений,

– комментирует новость Людмила Маницкая.

Не следует также подменять ручным регулированием свободные рыночные механизмы,

– подчеркнула она.

И все же мы считаем, что в таком чувствительном секторе, как молочный, встречное движение торговых сетей в вопросах справедливого ценообразования стало, в том числе, результатом усилий Молочного союза России, защищающего интересы производителей и потребителей молока от непомерных аппетитов сферы торговли.

Поделиться