Дополнительное меню

Обсуждение законопроекта «О побочных продуктах животноводства» в Комитете Государственной Думы ФС РФ по экологии

Вчера в Государственной Думе состоялось заседание Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды.

Заседание посвящено обсуждению законопроекта «О побочных продуктах животноводства».

В работе приняли участие законодатели: депутаты Государственной Думы А.Б. Коган (заместитель председателя Комитета ГД по экологии), Н.В. Школкина и С.Ф. Лисовский (Комитет ГД по АПК), сенатор Российской Федерации С.Г. Митин (Комитет СФ по АППиП), представители Минприроды, Россельхознадзора, отраслевых союзов.

Молочный союз России представлял заместитель директора по экономике А.В. Рыбин.

В декабре 2021 г. в Государственную Думу уже вносился законопроект «О продуктах жизнедеятельности сельскохозяйственных животных».

Он прошел предварительное рассмотрение, но после первого чтения был отозван.

В марте 2022 г. внесен новый законопроект на эту тему, под названием «О побочных продуктах животноводства».

Что изменилось, и что осталось общего у двух проектов?

Отношения в области обращения побочных продуктов животноводства не регулируются законодательством об отходах производства и потребления, и о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами.

Раньше в проекте было, что они не регулируются и законодательством об охране окружающей среды.

В прежней версии также был пункт, где говорилось, что продукты жизнедеятельности животных не являются загрязняющими веществами и объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду.

Побочные продукты животноводства не являются отходами производства и потребления, а также агрохимикатами.

В прежней редакции было прописано, что продукты животных не являются еще и биологическими отходами.

Кроме того, прежняя его версия еще и выводила обращение навоза и помета из-под экологической экспертизы.

Пока единый правовой подход по продуктам жизнедеятельности животных не сформирован, долгое время существует правовая коллизия — навоз и помет в правоприменительной практике относят к отходам, отчего они формально подпадают под действие сразу нескольких законов:

89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,

99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,

а также приказов, положений, санитарных и других правил.

Это влечет за собой целую цепочку обременений для сельхозпроизводителей:

— разработка паспортов отходов по классам опасности, проекты нормативов образования отходов, лимиты на их размещение;

— проведение экологической экспертизы объектов для размещения и обезвреживания отходов;

— получение лицензии на деятельность по обращению с отходами;

— внесение хранилищ в государственный реестр объектов размещения отходов;

— внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, за размещение отходов и др.

Закон в случае принятия должен был снять эти затратные обременения с молочного животноводства.

Несмотря на это, наблюдается отсутствие единого взгляда на проблему обращения и регулирования навоза и помета.

Основная сложность в продвижении такого важного, нужного, давно назревшего и ожидаемого законопроекта заключается в неопределенности выбора регулирующего надзорного органа (Росприроднадзор, Россельхознадзор) в зависимости от того, являются и считаются ли побочные продукты (навоз, помет) отходами или продуктами.

Если навоз признается не отходами, а продуктами, надзор может осуществлять РСХН. Обращение же отходов регулирует Минприроды.

Обсуждается и альтернативный подход к решению проблемы: внести продукты животноводства в готовящийся рамочный законопроект о ВМР (вторичных материальных ресурсах).

Но в этом случае они опять будут изначально считаться отходами (с регулированием в сфере охраны окружающей среды), лишь с возможностью дальнейшей трансформации и признания продуктом.

Молочный Союз России неоднократно заявлял позицию молочного сообщества: сельхозтоваропроизводители расценивают навоз и помет не как «отходы производства», а как ценное сырье для производства органического удобрения.

Такую позицию поддерживают и развивают Комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации, Минсельхоз, Росельхознадзор, отраслевые союзы производителей и переработчиков молока и мяса.

Сейчас во многих сферах и направлениях экономики наметилось движение по смягчению регулирования, как меры поддержки отечественного производства.

Председатель совета Молочного союза России Л.Н. Маницкая не раз подчеркивала, что государственный контроль социально значимого бизнеса должен одновременно означать и государственную поддержку этого бизнеса.

Такой поддержкой отраслям животноводства должен стать и нужен свой, отдельный закон на эту тему, с учетом отраслевой специфики, как это существует и действует в большинстве развитых стран мира.

Поделиться