Дополнительное меню

О цельномолочной продукции для малоимущих и госрегулировании цен на продовольствие первой необходимости

2 февраля под председательством Александра Борисова состоялось совместное заседание Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка и Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса.

От Молочного союза России в заседании приняла участие и выступила Людмила Маницкая, председатель Совета.

16 марта Всероссийский съезд производителей и переработчиков молока

Основные вопросы для обсуждения — о программе адресной продовольственной помощи, о внесении изменений в закон о торговле в части государственного регулирования цен на продовольственные товары первой необходимости.

В правительстве прокомментировали сообщения о введении карточек на продукты

По данным Росстат число россиян с доходом ниже прожиточного минимума составило почти 20 (19,9) млн человек (13,5% населения страны). На федеральном уровне о помощи населению, которое живет за чертой бедности, обсуждается с 2014 года, а в 2017 году разработкой программы продовольственной помощи занялись Минпромторг совместно с Минфином. Предполагалось, что наиболее незащищенные слои населения будут получать специальные пластиковые карты с начисленными на них баллами, потратить которые можно будет исключительно на продукты.

При помощи такой программы адресной поддержки государство планирует малообеспеченным помочь с питанием, и поддержать отечественного производителя.

«Но больше вопросов вызывает сам процесс реализации предложенной программы, которая, например, в Москве запущена в виде продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата. Он распространяется на пищевую продукцию и напитки, кроме алкогольных, а так же в виде вещевой помощи и товаров длительного пользования малообеспеченным семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации», — сказала Людмила Маницкая.

Если обратиться к зарубежному опыту, то, например, такая программа существует в США с 1980 года – более 40 лет. Но там все по упрощенной схеме – малоимущим перечисляется сумма около 150 долларов в месяц.

Что касается нашей страны, то в ноябре 2020 года в качестве пилотных регионов-участников программы адресной помощи выбраны Санкт-Петербург, Ростовская и Владимирская области. Картами начали пользоваться 1 тысяча семей с детьми, среди них многодетные, неполные семьи, матери-одиночки, семьи с детьми-инвалидами. Каждая семья является пользователем карты на срок от 3 до 6 месяцев.

«Нужно решить – делать ли эту программу федеральной, или «спустить» на региональный уровень. Второй вариант мне кажется более успешным по срокам реализации. Кроме того, вы знаете, что в России есть регионы с рискованным земледелием, с разными показателями производства сельхозпродукции. И если мы говорим о помощи малоимущим «скоропортом», то возникает проблема «плеча» доставки и хранения, качества и безопасности продукции», — подчеркнула глава Союза.

По проекту закона о торговле в части ограничения наценок. Законопроект требует дополнительной проработки.

Большую долю в ценообразовании на молочку влияет отпускная цена сельхозпроизводителя на сырое молоко, из которого молокопереработчик производит ту или иную продукцию. Поэтому конечная цена товара закладывается уже на стадии сырья. И в этом смысле важны государственные меры поддержки молочного животноводства.

На ферме себестоимость складывается из кормов, фонда оплаты труда, расходов на ветеринарно-эпидемиологические мероприятия и санитарию, коммунальных платежей и других статей. А конечная себестоимость сырого молока зависит от технологии содержания и доения животных, породы, генетического потенциала и численности поголовья, себестоимости кормовой базы. На уровне производства молочной продукции соотношение расходов отличается от фермы. Основные затраты идут на закупку товарного молока, остальное тратится на обеспечение производственных процессов (технологии, рецептура, обслуживание, сервис, зарплаты, упаковка, логистика и прочие расходы), в том числе налоги. Здесь так же важна господдержка, которая может влиять на конечную цену продукта.

Сдерживающим фактором на рост цены может служить потребительский спрос.

«Что касается ограничения цены на всех уровнях производства. Сразу скажу — искусственное вмешательство в экономику молочного производства приведет к увеличению дисбаланса между спросом и предложением — в рыночной экономике цены должен диктовать рынок, а не государство. Только на отдельные виды социально значимых продуктов государство может урегулировать цену. В молочной отрасли — это питьевое молоко и сливочное масло. Надо не ограничивать уровень торговых наценок для производителей сырья и переработчиков, а работать над тем, чтобы больше производилось продукции, повышать потребительский спрос», — заявила Людмила Николаевна.

 

Поделиться