Дополнительное меню

Людмила Маницкая приняла участие в заседании Общественного совета при Россельхознадзоре

15 сентября состоялось очередное заседание Общественного совета при Россельхознадзоре.

Тема — Роль Россельхознадзора в развитии экспорта продукции АПК. Актуальные вопросы регулирования и надзорной деятельности в сфере экспорта продукции АПК».

В заседании приняли участие — Сергей Данкверт, руководитель Россельхознадзора, Елена Цветкова, председатель Общественного совета при Россельхознадзоре, другие члены Совета.

От Молочного союза России в заседании приняла участие Людмила Маницкая, член Общественного совета при Россельхознадзоре, председатель Совета Союза.

По итогам первого полугодия 2020 года Россия поставила на внешние рынки продукции АПК, а это 149 стран, общей стоимостью более 13 млрд долларов США. Это на 2 млрд долларов (на 18%) больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В торговле России с другими странами необходимо наращивать экспорт молочной продукции. Потому что в условиях пандемии, на фоне падения сбыта, экспорт – один из перспективных каналов. Однако экспорт молочного направления развивается не столь быстрыми темпами как хотелось бы.

В этом есть несколько причин: наша молочная продукция пока не так конкурентоспособна на мировом рынке, как продукция других стран; проблема логистики, нехватка специализированного подвижного состава — даже имея разумное плечо поставки наши приграничные предприятия молочной отрасли не в состоянии обеспечить достаточный объем продукции на экспорт, а основные мощности по производству молока и молочной продукции сосредоточены в центральной, южной частях, в Поволжье; отсутствие финансовых средств у российских предприятий на изучение потребительского спроса на внешних рынках; слабое юридическое сопровождение российских экспортеров.

Российский рынок молочной продукции считается одним из самых дорогих в мире, поэтому мы не конкуренты Беларуси, Украине, а также европейским странам. Они на серьезных дотациях, их расходная база ниже. Беларусь в свое время провела серьезную модернизацию ферм, у них другие расходы на содержание скота, другие надои, хорошо модернизированы, оснащены современным оборудованием молочные заводы.

В связи с перечисленными проблемами, представляется логичным актуализировать меры поддержки государства, и пересмотреть инструменты поддержки экспортёров с учётом их эффективности.

Кстати, эти вопросы в начале сентября 2020 года Правительство России уже обсудило на совещании. Принято решение актуализировать национальный проект «Международная кооперация и экспорт».

Но остаются вопросы. Как будет формироваться новая система ключевых показателей эффективности по экспорту? Какой будет механизм выделения ресурсов на реализацию мероприятий по экспорту, и как это будет увязано с их влиянием на рост объёмов российского экспорта?

Например, заявлено, что основные мероприятия будут реализованы через информационную систему «Одно окно», созданную на базе цифровой платформы Российского экспортного центра.

Что это за «одно окно»? Одна компания, которая от имени государства будет вынуждать обращаться к ней за помощью? И упростит ли это взаимодействие экспортёров с министерствами и контролирующими органами? Снизит ли операционные и административные издержки компаний?

Как будет решаться вопрос логистики молочной продукции и юридической поддержки наших предприятий? Безусловно, какие-то из сервисных функций уже сегодня взял на себя Российский экспортный центр.

Нам, молокопереработчикам, важно заручиться серьезной государственной поддержкой. И использовать то самое «одно окно» в полезных целях.

Например, завод имеет какой-то продукт, который хочет поставлять за рубеж. И не важно, в какую страну. Так вот надо сделать так, чтобы, обратившись в «единое окно», заводу бы оказали полную поддержку «под ключ» в экспорте.

Таким образом, завод обеспечивает качество и объем продукции, сроки поставок, а информ-система и имеющиеся возможности экспортного центра – все остальное: подбор страны-экспортера, исходя из возможностей российского предприятия, сертификация продукции и предложения по ее адаптации под местный рынок, договоры поставок, обеспечение юридического сопровождения и т.п.

Вот как мы видим функции «одного окна». Вот тогда будут соблюдены интересы российских производителей и переработчиков, и интересы государства.

В 2019 году экспорт молочной продукции из России в Беларусь составил 22,6 тыс.т., а в Казахстан почти 59 тыс.т. Экспорт молока и молочной продукции в другие страны снизился, в том числе в Китай (до 248 тонн в августе 2020 года, в сравнении с 984 тоннами по август 2019 года), за исключением сыров и творога (увеличение на 12% по сравнению с аналогичным полугодовым периодом прошлого года). О РАБОТЕ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА ПО ДОСТУПУ ПРОДУКЦИИ АПК НА ЗАРУБЕЖНЫЕ РЫНКИ информировал участников заседания заместитель руководителя Россельхознадзора Артем Даушев.

Конечно, сегодня молокоперерабатывающие предприятия не стоят в стороне от проблем экспорта, и решают их по-своему: проводят глубокую модернизацию производства, разрабатывают современные технологии сохранности продукта от быстрой порчи, работают над потребительской упаковкой с целью ее адаптации к той или иной стране с учетом местных традиций. Но без помощи государства завоевание рынков сбыта крайне затруднительно, и должно сопровождаться не только экономическими методами, но и юридической и дипломатической поддержкой. Именно поэтому сегодня важна перезагрузка инструментов поддержки экспортёров с учётом их эффективности и влияния на достижение национальных целей развития.

Поделиться